Информация об итогах городского конкурса исследовательских работ «Экология города»

Опубликовано: 22.04.2014

В соответствии с приказом комитета по образованию администрации г. Мурманска № 280 от 05.03.2014 и в целях активизации деятельности образовательных учреждений, направленной на привлечение обучающихся к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому воспитанию школьников, с 05.03.2014 по 03.04.2014 года проведен городской конкурс исследовательских работ «Экология города» на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска Дома детского творчества им. А.Торцева совместно с Мурманской региональной общественной экологической организацией «Беллона-Мурманск»

На конкурс поступило 28 исследовательских работ учащихся 4-11 классов из 13 образовательных учреждений города Мурманска: Мурманский политехнический лицей, лицей № 4, школы №№ 5, 11, 21, 31, 34, 36, 38, 45, 56, ДДТ им. А. Торцева, Первомайский ДДТ. Участники конкурса представили учебно-исследовательские работы в номинациях «Водная экология и гидробиология», «Экология воздушного бассейна», «Ландшафтная экология и геохимия», «Экология растений», «Экология животных», «Возобновляемые источники энергии», «Региональные изменения климата и их последствия». Наиболее активное участие в конкурсе приняли школы №№ 21, 31, 45.

 

Работы оценивались в соответствии с критериями конкурса: постановка цели и задач; обоснование актуальности темы и выбора методики; глубина проработанности и осмысления материала, степень самостоятельности автора; практическая значимость работы; обоснованность выводов; качество оформления.

Жюри конкурса отметило: темы исследований актуальны, разнообразны и в большей степени ориентированы на практическое применение. Учащимся удалось показать своё умение анализировать полученные результаты, описывать методы исследования и глубину владения материалом изучаемого вопроса, а также творческий подход к решению поставленной проблемы.

По итогам конференции победители и призёры были награждены дипломами и ценными подарками, предоставленными комитетом по образованию администрации г. Мурманска и Мурманской региональной общественной экологической организацией «Беллона-Мурманск».

 

Список победителей и призёров

 

1. «Водная экология и гидробиология»

8 - 11 класс

1 место - «Оценка экологического состояния реки Роста»

Автор: Акулич Яна, МБОУ лицей № 4, 9 класс, ДДТ им. А.Торцева

Руководители: Маслова Н.А., зав. отделом, Лямина Л.А., методист, МБОУ ДДТ им. А. Торцева

Единственная река Мурманска – одна из самых грязных в регионе. Экологи считают, что река Роста находится под постоянным промышленным прессингом и даже ежегодные очистки русла вряд ли смогут ее спасти.

Цель:провести оценку экологического состояния реки Роста по всему руслу реки, используя метод биоиндикации.

В результате проведено рекогносцировочное обследование реки, определены органолептические показатели воды, дана оценка качества воды по организмам макрозообентоса на трёх участках реки Роста: условная оценка качества воды в верхнем течении (около истока) «Удовлетворительной чистоты», в среднем и нижнем течении - «Очень грязная».

В ходе исследования было доказано, что в верхнем течении реки (у истока) условная оценка качества воды «Удовлетворительной чистоты» (воды 3 класса экологически полноценные, могут использоваться для питья с предварительной очисткой) - в среднем и нижнем течении условная оценка качества воды «Очень грязная» (воды 6 класса экологически неблагополучные, мёртвые). Следовательно, загрязнение начинается на участке, где находятся промышленные предприятия города Мурманска. Далее по течению реки экологическая ситуация ухудшается, так как река загрязняется и местным населением. Если прекратить загрязнение реки в среднем и нижнем течении, то постепенно можно улучшить состояние реки. Следует также учитывать и тот факт, что река впадает в Кольский залив. Значит, происходит загрязнение и вод Кольского залива.

Для сохранения реки Роста необходимы мероприятия по очистке воды, русла и береговой линии: прекращение сброса неочищенных сточных вод промышленными предприятиями, разработка конкретных мер по улучшению экологического состояния реки органами власти.В ходе работы над данным проектом был проведен опрос 200 учащихся школ Ленинского округа г. Мурманска. По результатам более 80% опрошенных школьников готовы принять участие в спасении реки и оказать практическую помощь в очистке берегов и русла реки от мусора.

2 место - «Исследование родников зоны отдыха «Заполярный парк г. Североморска». Автор: Черевко Елизавета, МБОУ СОШ № 36, 10а класс. Руководители: Пономаренко Г.Н., учитель географии, Ткаченко И.А., учитель химии, школа № 36.

3 место - «Экологический мониторинг замусоренности озера Глубокого микрорайона «Южный» города Мурманска»

Автор: Полянская Софья, МБОУ СОШ № 21, 8а класс

Руководитель: Кирияк Л.П., учитель географии и биологии, СОШ № 21, руководитель клуба Друзей WWF «Гармония»

 

4 – 7 класс

1 место - «Изучение потребления воды обучающимися города Мурманска и Североморска»

Автор: Смольянинова Ника, МБОУ СОШ № 31, 5 класс

Руководитель: Упадышева И.В., учитель биологии, СОШ № 31

 

2 место - «Оценка качества воды озера Глубокого»

Автор: Белера Тамара, МБОУ СОШ № 21, 6а класс

Руководитель: Кирияк Л.П., учитель географии и биологии, СОШ № 21, руководитель клуба Друзей WWF «Гармония»

 

3 место - «Тайны Семёновского озера»

Автор: Бородина Ксения, МБОУ СОШ № 34, 5б класс

Руководитель: Хайрутдинова Г.Р., учитель химии и биологии

 

2. «Экология воздушного бассейна»

1 место - «Лёгкие нашего города»

Автор: Константинов Иван, МБОУ СОШ № 56, 4 класс

Руководители: Родимова Л.Н., учитель начальных классов СОШ № 56

 

3. «Ландшафтная экология и геохимия»

1 место - «Исследование грязей болотного комплекса «Загородный»

Автор: Черевко Инга, МБОУ СОШ № 36, 11а класс

Руководители: Пономаренко Г.Н., учитель географии, Правиленко И.Б., учитель химии, школа № 36.

Цель: на основании изученных характеристик и исследований состава грязей болотного комплекса «Загородный» выявить возможность применения торфяной грязи данного природного комплекса в бальнеологических целях.

Заключение: грязи болотного комплекса «Загородный» можно использовать в бальнеолечении. Сравнительный анализ химического состава грязей болотного комплекса «Загородный» и Хиловской грязи, применяемой для лечения в санатории «Изовелла», показал: грязи болотного комплекса «Загородный» экологически чистые, по содержанию солей относятся к торфам лечебным пресноводным и по содержанию сульфатов и ионов магния превосходят Хиловские грязи, что повышает её ценность в качестве бальнеологической.

 

Диплом за актуальность работы - «Экосумка – альтернатива полиэтиленовым пакетам»

Автор: Петрашова Екатерина, МБОУ СОШ № 45, 3а класс

Руководители: Никитина Н.В., учитель начальных классов СОШ № 45, Черкасова М.А., учитель начальных классов СОШ № 45, Князева С.В., учитель начальных классов СОШ № 45

Цель: разработать удобные и компактные модели экосумок.

Выводы: экосумку можно сделать своими руками при небольших затратах от 86 до 100 рублей. Модели предложенных экосумок экономичны и удобны в переноске, имеют необычный авторский дизайн. Автор предлагает их использовать как альтернативу полиэтиленовым пакетам.

 

4. «Экология растений»

8 - 11 класс

1 место - «Оценка жизненного состояния древесно-кустарниковых пород на ЭДУ»

Автор: Илатовский Александр, Кадетская школа г. Мурманска, 8 класс, МБОУ Первомайский ДДТ.

Руководитель: Лустина Л.В., ПДО, МБОУ Первомайский ДДТ.

 

2 место - «Оценка экологического состояния древесно-кустарниковой растительности в сквере на ул. Ленинградская г. Мурманска»

Автор: Вишняк Анастасия, МБОУ лицей № 4, 9б класс

Руководители: Маслова Н.А., зав. отделом, Лямина Л.А., методист, МБОУ ДДТ им. А. Торцева

Актуальность: проведение оценки антропогенной нагрузки на зелёные насаждения в городах дает возможность получить информацию о количественном и видовом составе, устойчивости, жизнеспособности, поврежденности древесных растений. Результаты могут быть использованы для выявления кризисных экологических ситуаций в пределах территории города, составления и корректировки планов развития зеленого хозяйства.

Цель: изучить экологическое состояние древесно-кустарниковой растительности в сквере на ул. Ленинградская г. Мурманска.

Выводы:

1. Древесно-кустарниковая растительность в сквере состоит из 16 видов.

2. Количество древесных растений на территории сквера составляет: деревьев - 595 шт., преобладают рябины – 318, березы – 88, лиственницы – 75 шт.; кустарников – 250 шт., преобладают насаждения сирени – 147, жимолости – 48 шт.

3. Основные типы повреждений древесных зеленых насаждений: деревья - спилы, обломанные ветви, наплывы, ободранная кора, трещины в коре, наклоны стволов более 45 градусов;кустарники - изреженная или переросшая крона, незначительное усыхание ветвей, наличие механических повреждений на стволиках.

4. Большая часть деревьев (71 %) и кустарников (73 %) находится в удовлетворительном состоянии. Наблюдаются признаки снижения качества зеленых насаждений в сквере. В связи с этим, необходимо провести мероприятия по уходу, частично обновить посадки.

Для улучшения эколого-эстетического состояния территории сквера, рекомендуем:

- удалить повреждённые и угнетённые деревья и кустарники;

- увеличить количество молодых саженцев деревьев и кустарников;

- проводить санитарную обрезку сухих веток и кронирование растений;

- обрабатывать растения от вредителей и патогенных микроорганизмов;

- удалить пни, являющиеся источником спор дереворазрушающих грибов и местом для размножения стволовых вредителей;

- ухаживать за травянистым покровом сквера;

- восстановить «пустующие» клумбы, посадить цветочно-декоративные растений;

- пополнить ассортимент растений для оформления цветников сквера;

- провести работы по созданию газона, который не только служит фоном для древесно-кустарниковых и цветочных композиций, но и является декоративным элементом оформления. В 2013-2014 учебном году обучающиеся объединения «Исследователи природы» ДДТ им. А.Торцева разрабатывают проект по улучшению состояния сквера на ул. Ленинградской. Школьники Ленинского округа г. Мурманска готовы принять участие в акции по благоустройству сквера в центре города.

 

3 место - «Изучение распространения заболевания «Ведьмина метла» среди деревьев 204 микрорайона и микрорайона Роста»

Автор: Гежа Дарья, МБОУ СОШ № 45, 8а класс

Руководители: Набокова Е.Н., биологии СОШ № 36, Никитина Н.В., учитель начальных классов СОШ № 45, Клыпова С.Н. учитель начальных классов СОШ № 45

4 – 7 класс

1 место - «Исследование отваров лекарственных трав, произрастающих на территории Мурманской области»

Автор: Никитин Алексей, МБОУ МПЛ, 6а класс

Руководители: Порошина О.Д., учитель биологии, МПЛ, Никитина Н.В., учитель начальных классов СОШ № 45

 

5. «Экология животных»

1 место - «Орнитологическое разнообразие птиц посёлка Росляково 1»

Автор: Новоселова Ирина, МБОУ СОШ № 31, 5 класс

Руководитель: Упадышева И.В., учитель биологии СОШ № 31

Цель:определить разнообразие орнитофауны п. Росляково 1.

Актуальность работы: несмотря на многолетнюю историю посёлка до сих пор не проводилось ни одного исследования по орнитологическому разнообразию посёлка, впервые автор предпринял попытку по изучению видового состава птиц посёлка Росляково 1.

Заключение:в результате исследований выявлен видовой состав орнитофауны п.Росляково 1, оформлен экологический альбом, который используется на уроках биологии, природоведения и окружающего мира, на классных часах, посвященных природе поселка.

 

2 место - «Изучение видового разнообразия птиц 204 микрорайона города Мурманска»

Автор: Пухов Евгений, МБОУ СОШ № 45, 4в класс

Руководители: Никитина Н.В., учитель начальных классов СОШ № 45, Барсукова В.В., учитель начальных классов СОШ № 45

Цель исследования: изучение зависимости видового разнообразия птиц от кормовой базы в разные времена года.

Заключение: Разнообразие кормовой базы птиц зависит от времени года. Зимой пища есть преимущественно для растительноядных птиц (свиристель, снегирь, чечетка, воробей, голубь), а также всеядных (ворона, сорока, чайка). Весной расширяется кормовая база птиц: насекомые, растения. В результате появляются новые виды птиц: белая трясогузка, дрозд рябинник. Летом синица переходит на корм насекомыми, из растительноядных встречаются голуби и воробьи, остальные виды откочевывают в лес. Видовой состав всеядных птиц не изменяется в течение года.

 

6. «Возобновляемые источники энергии»

1 место - «Проблема утилизации энергосберегающих ламп»

Автор: Никитин Алексей, МБОУ МПЛ, 6а класс

Руководители: Арефьева А.Н., учитель физики МПЛ, Никитина Н.В., учитель начальных классов СОШ № 45, Катаровская В.А., учитель математики МПЛ

Цель исследования: изучение организации утилизации энергосберегающих ламп управляющими компаниями Мурманска.

Выводы: 34 % респондентов, решая проблему утилизации энергосберегающих ламп, выбрасывают их в бытовой мусор, лишь 9 % семей относит их для утилизации в спецконтейнер в ЖЭУ, а 3 % респондентов выкидывают их на улицу. Благодаря обращениям автора работы в Комитет по Жилищной политике г. Мурманска, Прокуратуру Ленинского округа и Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области ЗАО «Севжилсервис» вновь открыло пункт приема ртутьсодержащих отходов для граждан, обслуживаемых домов. Общая стоимость утилизации одной энергосберегающей лампы снизилась на 22 рубля и составляет 55 рублей.

 

2 место - «Исследование технических и экономических аспектов при работе ветроэнергетической установки в условиях Крайнего Севера»

Автор: Береговский Даниил, МБОУСОШ № 5, 11а класс

Руководители: Чукреев П.В., ПДО, МОЦДОД «Лапландия», Евенко А.В., учитель физики СОШ № 5

Цель:построить ветрогенератор, изучить его работу, оценить его экономичность и технические характеристики.

Результаты: генератор собран вручную, данный образец относится к крыльчатому типу и имеет 2 лопасти диаметром 2 м. Генератор использовался для освещения одноэтажного дома. Стоимость электроэнергии – 1,6 руб. за кВт*ч. Работа находится на стадии доработки: необходимо накопить статистический материал о скорости ветра в районе исследования.

 

7. «Региональные изменения климата и их последствия»

2 место - «Региональные изменения климата города Мурманска: проблемы и решения»

Автор: Булаков Максим, МБОУСОШ № 21, 7а класс

Руководитель: Булакова С.В., учитель химии и биологии СОШ № 21

Цель исследования: Изучить современные тенденции изменения климата в городе Мурманске, проанализировать возможные экологические последствия этих изменений, предложить пути решения проблемы.

Заключение: Проанализировав научную литературу, автор доказывает, что негативных последствий изменения климата гораздо больше, чем позитивных. Среди негативных эффектов нет катастрофических, но угрозы достаточно сильны, и отнестись к ним надо серьезно. Это и спасение тюленей в Белом море, и профилактика заболеваний, в т.ч. энцефалита, и новые подходы к строительству домов и дорог, и недопущение проникновения в область новых растений и животных, которые обитают в более южных регионах.

b_150_100_16777215_00_images_111.jpeg   b_150_100_16777215_00_images_222.jpeg

b_150_100_16777215_00_images_333.jpeg   b_150_100_16777215_00_images_444.jpeg

                            

Наши достижения