Задания городской дистанционной эколого-краеведческой викторины «Экология Кольского Севера - 2015»

Опубликовано: 30.03.2015

Задания городской дистанционной эколого-краеведческой викторины «Экология Кольского Севера - 2015» составлены по четырём темам и представлены в виде тестов различной структуры, логических и творческих вопросов.

 

  1. «Мир растений» - растения флоры Мурманской области, в том числе лекарственные растения, растения «Красной книги», удивительные растения.

 

  1. «Мир животных» - представители фауны Кольского Севера, поведение животных, привычная среда обитания животных, животные, занесенные в «Красную книгу».

 

  1. «Экологическая азбука» - вопросы об экологических факторах среды, о взаимосвязях в природе, о приспособляемости организмов к условиям окружающей среды.

 

  1. «Охрана природы» - природоохранные территории Мурманской области, рациональное природопользование, научные учреждения Мурманской области.

 

В каждой теме предусмотрено по пять вопросов. За каждое выполненное задание, в зависимости от правильности и полноты ответов (но не более одной страницы), участники получают от 1 до 3 баллов. По сумме набранных баллов будут определены победители в каждой возрастной группе.

Максимально набранное количество баллов в каждой возрастной группе – 60 баллов.

 

 

Задания для обучающихся 5-6 классов

«Экология Кольского Севера – 2015»

 

 

«Мир растений»

 

1. Среди лекарственных растений области это растение называют «медвежьей ягодой». Его листья собирают во время цветения, а ягоды, похожие на бруснику, употребляют в пищу. Назовите это растение. Что вы знаете об этом растении?

 

2. В 2014 году по инициативе Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Фонда содействия охране окружающей среды проводилась Всероссийская акция «Аллея России». Цель проекта «Аллея России» - определить «Зелёные символы» регионов. В качестве кандидатов в «зелёные символы» российских регионов выступили деревья, кустарники, цветы, ягоды, мхи, произрастающие на территории России. Каждый регион представил пять растений. Какие растения стали «зелёными символами» Мурманской области? Обоснуйте, почему эти растения – «зелёные символы» нашего региона.

 

3. Многие растения в тундре растут дерновинами (подушками) или стелются по земле. Объясните, с чем это связано?

 

4. Назовите 5-7 видов древесно-кустарниковых растений, которые используют для озеленения города Мурманска.

 

5. Почему лишайники называют пионерами растительности? Ответ поясните.

 

«Мир животных»

 

1. Обыкновенный песец (или полярная лисица) и рыжая лисица относятся к одному семейству - семейству псовые (волчьи). Объясните, почему у песца ноги короче, а ушные раковины меньше, чем у рыжей лисицы?

 

2. Всех птиц разделяют на три группы: осёдлые, перелётные, кочующие.

Из предложенного списка птиц – обитателей Кольского полуострова - отнесите вид птицы к одной из трёх групп. Ответ поясните.

Голубь, полевой жаворонок, чирок-свистунок, сорока, ворона, тетерев, глухарь, снегирь, гоголь, дрозд рябинник журавль, свиристель.

 

3. Объясните, почему истребление волков может привести к сокращению численности кустарников и подроста деревьев?

 

4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Правильный ответ поясните.

На территории Мурманской области были акклиматизированы:

а) песец;

б) заяц-беляк;

в) горностай;

г) ондатра.

 

5. Это довольно крупное животное живет в Баренцевом и Белом морях. Длина тела достигает 4 – 5 метров. Окраска однотонная: у молодых – она темная, у взрослых становится белой, даже желтоватой. Это стадное животное и потому чаще всего встречается группами. До 60% животных держатся в прибрежной полосе – до 2 км. Питаются в основном рыбой и ракообразными.

Назовите это животное. Что вы знаете об образе жизни этого животного?

 

«Экологическая азбука»

 

1. Выберите и обоснуйте один правильный ответ.

Озоновый слой Земли:

а) выполняет функцию защиты планеты от падения метеоритов;

б) препятствует потерям планетой тепла;

в) способствует циркуляции воздушных потоков;

г) защищает живое от воздействия ультрафиолетовых лучей.

 

2. Выберите и поясните один правильный ответ.

Приспособления организмов к среде называют:

а) мутация;

б) конкуренция;

в) адаптация;

г) рекреация.

 

3. В 60-е годы ХХ века американский эколог Барри Коммонер сформулировал свои знаменитые «законы» экологии. Какое выражение не относится к этим «законам»? Ответ обоснуйте.

а) Все связано со всем;

б) Все должно куда-то деваться;

в) Жизнь коротка, природа вечна;

г) Природа знает лучше;

д) Ничего не дается даром (за все надо платить).

 

4. Какие приспособления имеются у планктонных организмов для обитания в толще воды?

 

5. Объясните, почему экологи считают, что сбор и утилизация отработанных батареек – это важное природоохранное мероприятие. Проводятся ли такие мероприятия в Мурманской области?

«Охрана природы»

 

1. Выберите и поясните один правильный ответ.

Кольцевание птиц применяется для изучения:

а) способов гнездования;

б) рациона питания;

в) путей миграции;

г) интенсивности обмена веществ.

 

2. Назовите заповедники Мурманской области. В каком году и с какой целью они созданы?

 

3. Напишите 5-7 видов животных и растений Мурманской области, которые характерны для природных зон:

а) тундры;

б) лесной зоны.

 

4. Каким образом северные олени предохраняют таежные леса от пожаров. Ответ поясните.

 

5. Выберите и поясните один правильный ответ.

Международная Красная книга создана:

а) ООН;

б) ЮНЕСКО;

в) ЮНЕП;

г) МСОП.

 

 

Задания для обучающихся 7-8 классов

«Экология Кольского Севера – 2015»

 

«Мир растений»

 

1. В 2014 году по инициативе Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Фонда содействия охране окружающей среды проводилась Всероссийская акция «Аллея России». Цель проекта «Аллея России» - определить «Зелёные символы» регионов. В качестве кандидатов в «зелёные символы» российских регионов выступили деревья, кустарники, цветы, ягоды, мхи, произрастающие на территории России. Каждый регион представил пять растений. Какие растения стали «зелёными символами» Мурманской области. Обоснуйте, почему эти растения – «зелёные символы» нашего региона.

 

 

2. Почему в качестве комнатных растений (комнатных «цветов») преимущественно используют растения субтропиков и тропиков? Ответ поясните.

 

3. Если осенью понаблюдать за листьями деревьев вокруг озер, то можно заметить, что листья деревьев возле берега изменяют цвет позднее, чем листья деревьев удаленных от берега. Весной у деревьев вблизи озер почки также трогаются в рост позднее. Почему осень и весна у деревьев, растущих вблизи озер, начинаются позднее?

 

4. На Севере при одинаковой высоте солнца ультрафиолетовых лучей вдвое больше, чем под 47-54̊ с.ш. Причины этого – меньшая мощность атмосферы у полюсов, значительная прозрачность воздуха на севере. Как растения тундры приспособлены к высокой интенсивности света?

 

5. Лишайники широко распространены в природе, часто в местах, где жизнь других организмов невозможна. Однако хорошо известно, что их нет в крупных городах. Почему?

 

«Мир животных»

 

1. Наблюдатели в Лапландском заповеднике заметили некоторые особенности в поведении тундровых куропаток, так, например, во время арктического ветра птица садится головой навстречу ветру, а в пургу – за камень с подветренной стороны. Ответ поясните.

 

2. Старая легенда гласит, что колонии леммингов прыгают в северную часть Атлантического океана в поисках своего родового дома – мифического затонувшего континента Атлантиды. Действительность менее романтична. Объясните это явление.

 

  1. В конце XIX века на Кольском полуострове обитало 166 видов птиц, в настоящее время список птиц включает около 270 видов. С чем это связано? Ответ поясните.

 

4. Объясните, почему северные олени совершают миграции?

 

  1. 5. Норка европейская и выдра обыкновенная имеют совпадающий ареал распространения и очень схожи по местам обитания и пищевой специализации, тем не менее, они долгое время уживались на территории России. Однако после создания в СССР обширной сети звероферм, в европейской части России случайно расселилась американская норка. Она чуть крупнее европейкой. В результате европейская норка показала сокращение численности и даже оказалась в Красной книге. Дайте объяснения этим фактам.

«Экологическая азбука»

 

1. Основываясь на определении «экологии» выберите правильное утверждение. Ответ поясните.

а) экология представляет собой науку об отношении человека и общества;

б) в нашем районе в последнее время отмечается улучшение экологии;

в) экология становится теоретической основой природопользования;

г) экология – это наука о взаимоотношении видов друг с другом.

 

2. Одним из видов антропогенных загрязнений окружающей среды считается тепловое загрязнение. На первый взгляд эта проблема кажется странной – разве живые организмы пострадают от того, что погреются «с помощью» промышленного предприятия или электростанции? В чём может состоять отрицательное действие тепловых загрязнений?

3. В середине 60х годов неожиданным для многих ученых оказалось сообщение о том, что ДДТ (дихлордифенилтрихлорэтан – один из первых широко применяемых пестицидов – веществ, применяемых для уничтожения разнообразных насекомых-вредителей) обнаружен в печени антарктических пингвинов и грудном молоке женщин. Объясните эти факты.

 

4. Какая болезнь была самой распространенной среди рыбаков на промысле? Почему?

 

5. Объясните, почему экологи считают, что сбор и утилизация отработанных батареек – это важное природоохранное мероприятие. Проводятся ли такие мероприятия в Мурманской области?

 

«Охрана природы»

 

1. Что за загадочное пресное «пятиэтажное» озеро находится на Кольском полуострове. Ещё в XVI веке, озеро удивляло всех тем, что в нем ловилась морская рыба. Что известно об этом озере?

 

2. Что называется «летописью природы». Где и в каких целях она проводится?

 

3. Выберите и поясните один правильный ответ.

К невозобновимым ресурсам относятся:

а) лесные ресурсы;

б) животный мир;

в) полезные ископаемые;

г) солнечная энергия.

 

4. Почему в целях повышения улова рыбы в северных морях экологи рекомендуют увеличить диаметр ячеи орудий лова? Ответ поясните.

 

5. Причин исчезновения видов много. Назовите основную причину исчезновения большинства видов растений и животных в современную эпоху. Выберите один правильный ответ. Ответ поясните.

а) прямое преследование (уничтожение человеком);

б) повышение концентрации вредных веществ в атмосфере;

в) повышение вредных веществ в водоемах;

г) уничтожение местообитаний;

д) нефтяное загрязнение;

е) радиационное загрязнение;

ж) повышение концентрации вредных веществ в почве.

                            

Наши достижения