Задания городской дистанционной эколого-краеведческой викторины «Экология Кольского Севера - 2015»
Задания городской дистанционной эколого-краеведческой викторины «Экология Кольского Севера - 2015» составлены по четырём темам и представлены в виде тестов различной структуры, логических и творческих вопросов.
- «Мир растений» - растения флоры Мурманской области, в том числе лекарственные растения, растения «Красной книги», удивительные растения.
- «Мир животных» - представители фауны Кольского Севера, поведение животных, привычная среда обитания животных, животные, занесенные в «Красную книгу».
- «Экологическая азбука» - вопросы об экологических факторах среды, о взаимосвязях в природе, о приспособляемости организмов к условиям окружающей среды.
- «Охрана природы» - природоохранные территории Мурманской области, рациональное природопользование, научные учреждения Мурманской области.
В каждой теме предусмотрено по пять вопросов. За каждое выполненное задание, в зависимости от правильности и полноты ответов (но не более одной страницы), участники получают от 1 до 3 баллов. По сумме набранных баллов будут определены победители в каждой возрастной группе.
Максимально набранное количество баллов в каждой возрастной группе – 60 баллов.
Задания для обучающихся 5-6 классов
«Экология Кольского Севера – 2015»
«Мир растений»
1. Среди лекарственных растений области это растение называют «медвежьей ягодой». Его листья собирают во время цветения, а ягоды, похожие на бруснику, употребляют в пищу. Назовите это растение. Что вы знаете об этом растении?
2. В 2014 году по инициативе Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Фонда содействия охране окружающей среды проводилась Всероссийская акция «Аллея России». Цель проекта «Аллея России» - определить «Зелёные символы» регионов. В качестве кандидатов в «зелёные символы» российских регионов выступили деревья, кустарники, цветы, ягоды, мхи, произрастающие на территории России. Каждый регион представил пять растений. Какие растения стали «зелёными символами» Мурманской области? Обоснуйте, почему эти растения – «зелёные символы» нашего региона.
3. Многие растения в тундре растут дерновинами (подушками) или стелются по земле. Объясните, с чем это связано?
4. Назовите 5-7 видов древесно-кустарниковых растений, которые используют для озеленения города Мурманска.
5. Почему лишайники называют пионерами растительности? Ответ поясните.
«Мир животных»
1. Обыкновенный песец (или полярная лисица) и рыжая лисица относятся к одному семейству - семейству псовые (волчьи). Объясните, почему у песца ноги короче, а ушные раковины меньше, чем у рыжей лисицы?
2. Всех птиц разделяют на три группы: осёдлые, перелётные, кочующие.
Из предложенного списка птиц – обитателей Кольского полуострова - отнесите вид птицы к одной из трёх групп. Ответ поясните.
Голубь, полевой жаворонок, чирок-свистунок, сорока, ворона, тетерев, глухарь, снегирь, гоголь, дрозд рябинник журавль, свиристель.
3. Объясните, почему истребление волков может привести к сокращению численности кустарников и подроста деревьев?
4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Правильный ответ поясните.
На территории Мурманской области были акклиматизированы:
а) песец;
б) заяц-беляк;
в) горностай;
г) ондатра.
5. Это довольно крупное животное живет в Баренцевом и Белом морях. Длина тела достигает 4 – 5 метров. Окраска однотонная: у молодых – она темная, у взрослых становится белой, даже желтоватой. Это стадное животное и потому чаще всего встречается группами. До 60% животных держатся в прибрежной полосе – до 2 км. Питаются в основном рыбой и ракообразными.
Назовите это животное. Что вы знаете об образе жизни этого животного?
«Экологическая азбука»
1. Выберите и обоснуйте один правильный ответ.
Озоновый слой Земли:
а) выполняет функцию защиты планеты от падения метеоритов;
б) препятствует потерям планетой тепла;
в) способствует циркуляции воздушных потоков;
г) защищает живое от воздействия ультрафиолетовых лучей.
2. Выберите и поясните один правильный ответ.
Приспособления организмов к среде называют:
а) мутация;
б) конкуренция;
в) адаптация;
г) рекреация.
3. В 60-е годы ХХ века американский эколог Барри Коммонер сформулировал свои знаменитые «законы» экологии. Какое выражение не относится к этим «законам»? Ответ обоснуйте.
а) Все связано со всем;
б) Все должно куда-то деваться;
в) Жизнь коротка, природа вечна;
г) Природа знает лучше;
д) Ничего не дается даром (за все надо платить).
4. Какие приспособления имеются у планктонных организмов для обитания в толще воды?
5. Объясните, почему экологи считают, что сбор и утилизация отработанных батареек – это важное природоохранное мероприятие. Проводятся ли такие мероприятия в Мурманской области?
«Охрана природы»
1. Выберите и поясните один правильный ответ.
Кольцевание птиц применяется для изучения:
а) способов гнездования;
б) рациона питания;
в) путей миграции;
г) интенсивности обмена веществ.
2. Назовите заповедники Мурманской области. В каком году и с какой целью они созданы?
3. Напишите 5-7 видов животных и растений Мурманской области, которые характерны для природных зон:
а) тундры;
б) лесной зоны.
4. Каким образом северные олени предохраняют таежные леса от пожаров. Ответ поясните.
5. Выберите и поясните один правильный ответ.
Международная Красная книга создана:
а) ООН;
б) ЮНЕСКО;
в) ЮНЕП;
г) МСОП.
Задания для обучающихся 7-8 классов
«Экология Кольского Севера – 2015»
«Мир растений»
1. В 2014 году по инициативе Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Фонда содействия охране окружающей среды проводилась Всероссийская акция «Аллея России». Цель проекта «Аллея России» - определить «Зелёные символы» регионов. В качестве кандидатов в «зелёные символы» российских регионов выступили деревья, кустарники, цветы, ягоды, мхи, произрастающие на территории России. Каждый регион представил пять растений. Какие растения стали «зелёными символами» Мурманской области. Обоснуйте, почему эти растения – «зелёные символы» нашего региона.
2. Почему в качестве комнатных растений (комнатных «цветов») преимущественно используют растения субтропиков и тропиков? Ответ поясните.
3. Если осенью понаблюдать за листьями деревьев вокруг озер, то можно заметить, что листья деревьев возле берега изменяют цвет позднее, чем листья деревьев удаленных от берега. Весной у деревьев вблизи озер почки также трогаются в рост позднее. Почему осень и весна у деревьев, растущих вблизи озер, начинаются позднее?
4. На Севере при одинаковой высоте солнца ультрафиолетовых лучей вдвое больше, чем под 47-54̊ с.ш. Причины этого – меньшая мощность атмосферы у полюсов, значительная прозрачность воздуха на севере. Как растения тундры приспособлены к высокой интенсивности света?
5. Лишайники широко распространены в природе, часто в местах, где жизнь других организмов невозможна. Однако хорошо известно, что их нет в крупных городах. Почему?
«Мир животных»
1. Наблюдатели в Лапландском заповеднике заметили некоторые особенности в поведении тундровых куропаток, так, например, во время арктического ветра птица садится головой навстречу ветру, а в пургу – за камень с подветренной стороны. Ответ поясните.
2. Старая легенда гласит, что колонии леммингов прыгают в северную часть Атлантического океана в поисках своего родового дома – мифического затонувшего континента Атлантиды. Действительность менее романтична. Объясните это явление.
- В конце XIX века на Кольском полуострове обитало 166 видов птиц, в настоящее время список птиц включает около 270 видов. С чем это связано? Ответ поясните.
4. Объясните, почему северные олени совершают миграции?
- 5. Норка европейская и выдра обыкновенная имеют совпадающий ареал распространения и очень схожи по местам обитания и пищевой специализации, тем не менее, они долгое время уживались на территории России. Однако после создания в СССР обширной сети звероферм, в европейской части России случайно расселилась американская норка. Она чуть крупнее европейкой. В результате европейская норка показала сокращение численности и даже оказалась в Красной книге. Дайте объяснения этим фактам.
«Экологическая азбука»
1. Основываясь на определении «экологии» выберите правильное утверждение. Ответ поясните.
а) экология представляет собой науку об отношении человека и общества;
б) в нашем районе в последнее время отмечается улучшение экологии;
в) экология становится теоретической основой природопользования;
г) экология – это наука о взаимоотношении видов друг с другом.
2. Одним из видов антропогенных загрязнений окружающей среды считается тепловое загрязнение. На первый взгляд эта проблема кажется странной – разве живые организмы пострадают от того, что погреются «с помощью» промышленного предприятия или электростанции? В чём может состоять отрицательное действие тепловых загрязнений?
3. В середине 60х годов неожиданным для многих ученых оказалось сообщение о том, что ДДТ (дихлордифенилтрихлорэтан – один из первых широко применяемых пестицидов – веществ, применяемых для уничтожения разнообразных насекомых-вредителей) обнаружен в печени антарктических пингвинов и грудном молоке женщин. Объясните эти факты.
4. Какая болезнь была самой распространенной среди рыбаков на промысле? Почему?
5. Объясните, почему экологи считают, что сбор и утилизация отработанных батареек – это важное природоохранное мероприятие. Проводятся ли такие мероприятия в Мурманской области?
«Охрана природы»
1. Что за загадочное пресное «пятиэтажное» озеро находится на Кольском полуострове. Ещё в XVI веке, озеро удивляло всех тем, что в нем ловилась морская рыба. Что известно об этом озере?
2. Что называется «летописью природы». Где и в каких целях она проводится?
3. Выберите и поясните один правильный ответ.
К невозобновимым ресурсам относятся:
а) лесные ресурсы;
б) животный мир;
в) полезные ископаемые;
г) солнечная энергия.
4. Почему в целях повышения улова рыбы в северных морях экологи рекомендуют увеличить диаметр ячеи орудий лова? Ответ поясните.
5. Причин исчезновения видов много. Назовите основную причину исчезновения большинства видов растений и животных в современную эпоху. Выберите один правильный ответ. Ответ поясните.
а) прямое преследование (уничтожение человеком);
б) повышение концентрации вредных веществ в атмосфере;
в) повышение вредных веществ в водоемах;
г) уничтожение местообитаний;
д) нефтяное загрязнение;
е) радиационное загрязнение;
ж) повышение концентрации вредных веществ в почве.