Городская дистанционная эколого-краеведческая викторина "Природа Кольского Севера"
Приложение № 1 к приказу от 06.04.2011 № 60
УТВЕРЖДАЮ:
директор ДДТ им. А. Торцева
Т. В. Запевалова
06.04.2011
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской дистанционной эколого-краеведческой викторины "Природа Кольского Севера"
Общие положения
Городская дистанционная эколого-краеведческая викторина "Природа Кольского Севера" проводится муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей г. Мурманска Дом детского творчества им. А. Торцева.
Цели и задачи викторины
- Создание условий для формирования у обучающихся мотивации к познавательной деятельности, развития интереса к изучению предметов эколого-биологической направленности и краеведения;
- Формирование у обучающихся умений самостоятельной работы со справочной литературой;
- Развитие мышления, любознательности, расширение природоведческого кругозора, экологической культуры, творческих способностей обучающихся;
- Выявление и поддержка наиболее способных и интересующихся экологией и краеведением обучающихся.
Время проведения викторины
Городская дистанционная эколого-краеведческая викторина "Природа Кольского Севера" проводится в период с 10 апреля по 10 мая 2011 года.
Участники викторины
Викторина проводится для обучающихся общеобразовательных учреждений и обучающихся учреждений дополнительного образования детей по двум возрастным группам:
- младшая группа - 5-6 классы;
- старшая группа - 7-8 классы.
Условия и порядок проведения викторины
Участники викторины в период с 10 апреля по 10 мая 2011 года присылают ответы на вопросы и задания викторины. Вопросы и задания размещены для каждой возрастной группы.
За каждое выполненное задание, в зависимости от правильности и полноты ответов, участники получают от 1 до 3 баллов. По сумме набранных баллов будут определены победители в каждой возрастной группе.
Ответы на вопросы высылаются только в электронном виде на адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Телефон для справок 31-36-66, экологический отдел ДДТ им. А. Торцева, зав. отд. Маслова Наталия Алексеевна, методист Лямина Людмила Алексеевна.
Требования к оформлению работ
- Работа выполняется каждым участником индивидуально.
- На титульном листе работы необходимо указать:
- Ф.И.О. участника полностью,
- образовательное учреждение, класс,
- домашний адрес, телефон.
- Ответ на каждый вопрос викторины пишется отдельно:
- указывается номер вопроса и его формулировка;
- текст ответа на вопрос;
- перечень использованной литературы;
- при необходимости ответ может быть дополнен рисунками, схемами, фотографиями.
Ответы на вопросы и задания викторины принимаются до 10 мая 2011 года.
Работы, не отвечающие перечисленным требованиям, не рассматриваются.
Критерии оценки ответов на вопросы викторины:
- количество правильных ответов;
- полнота изложенного материала;
- грамотность и логичность изложения материала;
- качество оформления работы;
- оригинальность, творческий подход к раскрытию тематики вопроса.
Награждение
Победители викторины в каждой возрастной группе награждаются дипломами 1, 2, 3 степени МОУ ДОД г. Мурманска ДДТ им. А. Торцева
Всем участникам викторины будут выданы сертификаты участников городской дистанционной эколого-краеведческой викторины "Природа Кольского Севера".
Итоги викторины будут подведены жюри до 25 мая 2011 года и размещены на сайте ДДТ им. А. Торцева http://torceva
Задания городской дистанционной эколого-краеведческой викторины "Природа Кольского Севера"
Задания городской дистанционной эколого-краеведческой викторины "Природа Кольского Севера" составлены по четырём темам и представлены в виде тестов различной структуры, логических и творческих вопросов.
- "Мир растений" - растения флоры Мурманской области, в том числе лекарственные растения, растения "Красной книги", удивительные растения.
- "Мир животных" - представители фауны Кольского Севера, поведение животных, привычная среда обитания животных, животные, занесенные в "Красную книгу".
- "Экологическая азбука" - вопросы об экологических факторах среды, о взаимосвязях в природе, о приспособляемости организмов к условиям окружающей среды.
- "Охрана природы" - природоохранные территории Мурманской области, рациональное природопользование, научные учреждения Мурманской области.
В каждой теме предусмотрено по пять вопросов. За каждое выполненное задание, в зависимости от правильности и полноты ответов, участники получают от 1 до 3 баллов. По сумме набранных баллов будут определены победители в каждой возрастной группе.
Максимально набранное количество баллов в каждой возрастной группе - 60 баллов.
Задания для обучающихся 5-6 классов
"Мир растений"
1. Это удивительное растение... В Мурманской области встречаются шесть видов. Оно не может "похвастаться" красивыми цветами, но обладает целым рядом полезных и лечебных свойств. Почки и листья - используются в медицинской практике, также целебными свойствами обладает и сок этого растения. А ещё это растение называют деревом четырёх действий: мир напоит, мир исцелит, мир утешает, мир освещает… Что это за растение?
2. Выдержка из дневника следопыта: "Мне надо срочно остановить кровь и чем-нибудь перевязать рану. Я посмотрел внимательно себе под ноги и вскоре обнаружил то, что искал. Это маленькое растение, собранное в виде мягких "подушек" на сырых местах. Но дождя не было давно, и растение было сухое. Я собрал его, растер в порошок, засыпал рану толстым слоем и замотал сверху полоской чистой бересты. Так делали во время войны партизаны, когда не было перевязочных средств". Назовите это растение. Обоснуйте свой ответ.
3. Какое лекарственное растение в народе называют "золотой корень"? Почему? Где это растение растет?
4. Это может быть и деревом и кустарником. Зацветает обычно раньше других видов, когда лежит ещё в лесах нерастаявший снег. Срезают ветви его люди ранней весной, считая, что оберегают они от болезней и молний. Назовите это растение.
5. Назовите редкие и охраняемые растения Мурманской области:
а) камыш, рогоз, подорожник;
б) лебеда, дурман, белена;
в) акация, боярышник, клен;
г) черемуха обыкновенная, мак лапландский, арника альпийская.
"Мир животных"
1. Как птицы узнают о времени начала осеннего перелета? Выберите и обоснуйте правильный ответ.
а) по пожелтению листьев на деревьях;
б) по понижению температуры воздуха;
в) по уменьшению продолжительности дня.
2. Какое отличие имеют самки северного оленя от других самок семейства оленьих.
3. Клесты строят гнезда и выводят птенцов зимой (в феврале). Почему это оказывается возможным? Выберите правильный ответ:
а) у клестов есть особые приспособления, помогающие переносить низкие температуры;
б) в это время много корма, которым питаются взрослые птицы и птенцы;
в) им необходимо успеть вывести птенцов до прилета птиц - основных конкурентов из южных районов.
4. Это животное известно под названием жировец. Его так же называют серый, длинномордый, а поморское его название - тевяк. Может весить 300 и более килограмм. Питается он преимущественно рыбой. Назовите это животное.
5. Вес этого зверька 70 грамм, а длина тела - до 13 см. Окраска пестрая, отсюда их название - "пеструшки". Хвост очень короткий, едва заметен из-под длинного меха. Живет в тундре и лесотундре. При массовом размножении в поисках пищи уходят в другие места. Назовите это животное.
"Экологическая азбука"
1. Что такое экология? Выберите правильный ответ.
а) наука об охране природы;
б) наука об организмах и условиях их обитания;
в) наука о живых организмах, связях между ними и с окружающей средой.
2. Шум в лесу весной может вызвать: …. Выберите и обоснуйте правильный ответ.
а) потерю птицами части своего потомства;
б) беспокойство отдыхающих в лесу людей;
в) разрушение мест обитания животных.
3. Предположим, что любители букетов постоянно срывают все появляющиеся цветки у растений, растущих на лугу. Является ли постоянное уничтожение цветков безразличным для растений. Правильным ли будет вывод о том, что растения на этом лугу вообще не смогут размножаться?
4. Часто можно видеть, как птица в холодное время становится более пушистой, нахохлившейся. Объясните значение этого явления.
5. Какие приспособления у животных лесной зоны помогают им переносить зимние холода? Ответ поясните.
"Охрана природы"
1. Что такое заповедник? Чем он отличается от заказника?
2. Назовите заповедники Мурманской области. В каком году и с какой целью они созданы?
3. Напишите 5-7 видов животных и растений, которые в Мурманской области:
а) многочисленны;
б) малочисленны
4. Назовите имя известного ученого, орнитолога, много лет работавшего и изучавшего морских птиц в Кандалакшском заповеднике. Его отец - известный писатель, автор книг о природе для детей.
5. Какой памятник природы находится на территории города Мурманска?
Задания для обучающихся 7-8 классов
"Мир растений"
1. Название какого северного растения связано с солнцем? Назовите его. Что вам известно об этом растении?
2. Известно, что растения, обитающие в очень холодном и очень засушливом климатах, обладают множеством общих свойств. Что это за свойства и почему они одинаковы у растений из таких разных местообитаний?
3. Это растение, кустарник. Его название происходит от древнеславянского слова, обозначающего иней. Во время цветения покрывается множеством мелких сиренево-золотистых цветков. Цветет поздно, в конце лета. Но в сентябре, когда цветение уже закончено, цветки ещё украшают его. Золой этого растения население Севера в старину удобряло поля. Как называется это растение?
4. Этим растением герой Трои доблестный Ахилл, как гласит предание, лечил раны своим боевым друзьям. В настоящее время оно широко используется при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта. В Мурманской области это лекарственное растение распространено повсеместно. В его названии - особенность строения его листьев. Назовите это растение.
5. Многие рыбаки в древности свято верили в то, что если взять с собой это растение в море, то никакая буря не сможет нанести вред. Встречается это растение в Мурманской области практически повсеместно, иногда его называют "северным виноградом". Туристы используют это растение для обеззараживания воды в походе. Назовите растение.
"Мир животных"
1. С 1960 по 1970 годы эти животные в порядке эксперимента завозились и выпускались в акваторию Баренцева моря. Директор Мурманского морского биологического института, академик РАН Геннадий Матишов сделал следующее заявление: "Размножение этого переселенца может привести к полному истреблению ценных пород рыб…" Назовите это животное. Поясните свой ответ.
2. Этот двустворчатый моллюск обитает в некоторых реках Лапландского заповедника. Внесен в Красную книгу России. Самая крупная колония этих моллюсков находится в реке Варзуге. Что это за моллюск?
3. Приобретя теплокровность, птицы перестали зависеть от изменений температуры окружающей среды. Почему же большая часть птиц на зиму улетает из северных районов в южные?
4. Этот зверь исключительно вынослив. У него мощные челюсти, острые зубы. Его считают "пастухом" северного оленя, обычно он "пасет" стадо, добивая старых и больных животных. Вес достигает 20 кг, длина тела до 90 см. Численность на территории Мурманской области невелика, около 100 голов. Назовите это животное.
5. Это довольно крупное животное живет в Баренцевом и Белом морях, длина тела достигает 4,6 метров. Окраска однотонная: у молодых - она темная, у взрослых становится белой, даже желтоватой. Это стадное животное и потому чаще встречается группами. До 60 % животных держится в прибрежной полосе - до 2 км. Питаются в основном рыбой и ракообразными. Назовите это животное.
"Экологическая азбука"
1. Среди лесных птиц и млекопитающих наиболее резким колебаниям подвержена численность семеноядных: клестов, кедровок, белок, мышей. Объясните, с чем это связано.
2. В 60-е годы ХХ века американский эколог Барри Коммонер сформулировал свои знаменитые "законы" экологии. Какое выражение не относится к этим "законам"?
а) Все связано со всем;
б) Все должно куда-то деваться;
в) Жизнь коротка, природа вечна;
г) Природа знает лучше;
д) Ничего не дается даром (за все надо платить).
3. Экологи считают, что в северных районах лес можно рубить только зимой и тут же вывозить его по глубокому снегу. Объясните почему.
4. Какую из перечисленных сред нельзя считать основной средой обитания организмов?
а) воздушную;
б) наземно-воздушную;
в) почву;
г) водную;
д) живые организмы.
5. Выберите два правильных из перечисленных утверждений…… Ответ обоснуйте.
а) в нашем районе плохая экология;
б) экология в нашей области испорчена;
в) экологию необходимо охранять;
г) экология- основа природопользования;
д) экология- здоровье людей;
е) экология у нас стала хуже;
ж) экология- это наука.
"Охрана природы"
1. Всемирный день охраны окружающей среды отмечается…
а) 4 января
б) 22 апреля
в) 5 июня
г) 22 августа
д) 4 ноября
2. Территория, на которой запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности с целью сохранения отдельных биологических видов или биогеоценоза в целом, называется…
а) заказник;
б) заповедник;
в) охотничье хозяйство;
г) биосферный заповедник.
3. Какой из перечисленных способов увеличения численности промысловых животных является наиболее эффективным? Выберите правильный ответ, объясните свой выбор.
а) введение законов, ограничивающих промысел;
б) искусственное разведение;
в) улучшение условий местообитания.
4. В 19 веке на Айновых островах (в настоящее время Айновы острова являются частью Кандалакшского заповедника) была налажена охрана гагачьих гнездовий. Кто занимался этой охраной?
5. С жизнью О.И. Семенова-Тян-Шанского связан интересный и пожалуй, единственный факт в мире науки. Он был настоящим ученым-исследователем, и занимался этим постоянно 73 года, начиная с 11 лет до последнего дня своей жизни. Что он делал?