Городская дистанционная эколого-краеведческая викторина "Природа Кольского Севера"

Опубликовано: 11.04.2011

Приложение № 1 к приказу от 06.04.2011 №  60

УТВЕРЖДАЮ:

директор ДДТ им. А. Торцева

Т. В. Запевалова

06.04.2011

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской дистанционной эколого-краеведческой викторины "Природа Кольского Севера"


Общие положения

Городская дистанционная эколого-краеведческая викторина "Природа Кольского Севера" проводится муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей г. Мурманска Дом детского творчества им. А. Торцева.

Цели и задачи викторины

  1. Создание условий для формирования у обучающихся  мотивации к познавательной деятельности, развития  интереса  к  изучению  предметов эколого-биологической  направленности и краеведения;
  2. Формирование у обучающихся  умений  самостоятельной работы со справочной литературой;
  3. Развитие мышления, любознательности, расширение природоведческого кругозора, экологической  культуры,  творческих способностей  обучающихся;
  4. Выявление и поддержка наиболее способных и интересующихся экологией и краеведением обучающихся.

Время проведения викторины

Городская дистанционная эколого-краеведческая викторина "Природа Кольского Севера" проводится в период с 10 апреля по 10 мая 2011 года.

Участники викторины

Викторина проводится для обучающихся общеобразовательных учреждений и обучающихся учреждений дополнительного образования детей по двум возрастным группам:

  • младшая группа - 5-6 классы;
  • старшая группа - 7-8 классы.

Условия и порядок проведения викторины

Участники викторины в период с 10 апреля по 10 мая 2011 года присылают ответы  на вопросы и задания викторины. Вопросы и задания размещены для каждой возрастной группы. 

За каждое выполненное задание, в зависимости от правильности и полноты ответов, участники получают от 1 до 3 баллов. По сумме набранных баллов будут определены победители в каждой возрастной группе. 

Ответы на вопросы высылаются только в электронном виде на адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Телефон для справок 31-36-66, экологический отдел ДДТ им. А. Торцева, зав. отд. Маслова Наталия Алексеевна, методист Лямина Людмила Алексеевна.

Требования к оформлению работ

  1. Работа выполняется каждым участником индивидуально.
  2. На титульном листе работы необходимо указать: 
    • Ф.И.О. участника полностью,
    • образовательное учреждение, класс,
    • домашний адрес, телефон.
  3. Ответ на каждый вопрос викторины пишется отдельно:
    • указывается номер вопроса и его формулировка;
    • текст ответа на вопрос;
    • перечень использованной литературы;
    • при необходимости ответ может быть  дополнен  рисунками, схемами, фотографиями.

Ответы на вопросы и задания викторины принимаются до 10 мая  2011 года.

Работы, не отвечающие перечисленным требованиям, не рассматриваются.

Критерии оценки ответов на вопросы викторины:

  • количество правильных ответов;
  • полнота изложенного материала;
  • грамотность и логичность  изложения материала;
  • качество оформления работы;
  • оригинальность, творческий подход к раскрытию тематики вопроса.

Награждение

Победители викторины в каждой возрастной группе награждаются дипломами 1, 2, 3 степени МОУ ДОД г. Мурманска ДДТ им. А. Торцева
Всем участникам викторины будут выданы сертификаты участников городской дистанционной эколого-краеведческой викторины "Природа Кольского Севера".
Итоги викторины будут подведены жюри до 25 мая 2011 года и размещены на сайте  ДДТ им. А. Торцева http://torceva

Задания городской дистанционной эколого-краеведческой викторины "Природа Кольского Севера"

 Задания городской дистанционной эколого-краеведческой викторины "Природа Кольского Севера" составлены по четырём темам и представлены в виде тестов различной структуры, логических и творческих вопросов.

  1. "Мир растений" - растения флоры Мурманской области, в том числе лекарственные растения, растения "Красной книги", удивительные растения.
  2. "Мир животных" - представители фауны Кольского Севера, поведение животных, привычная среда обитания животных, животные, занесенные в "Красную книгу".
  3. "Экологическая азбука" - вопросы об экологических факторах среды, о взаимосвязях в природе, о приспособляемости организмов к условиям окружающей среды.
  4. "Охрана природы" - природоохранные территории Мурманской области, рациональное природопользование, научные учреждения Мурманской области.

В каждой теме предусмотрено по пять вопросов. За каждое выполненное задание, в зависимости от правильности и полноты ответов, участники получают от 1 до 3 баллов. По сумме набранных баллов будут определены победители в каждой возрастной группе. 

Максимально набранное количество баллов в каждой возрастной группе - 60 баллов.

Задания для обучающихся 5-6 классов

"Мир растений"

1. Это удивительное растение... В Мурманской области встречаются шесть видов. Оно не может "похвастаться" красивыми цветами, но обладает целым рядом полезных и лечебных свойств. Почки и листья - используются в медицинской практике, также целебными свойствами обладает и сок этого растения. А ещё это растение называют деревом четырёх действий: мир напоит, мир исцелит, мир утешает, мир освещает… Что это за растение?

2. Выдержка из дневника следопыта: "Мне надо срочно остановить кровь и чем-нибудь перевязать рану. Я посмотрел внимательно себе под ноги и вскоре обнаружил то, что искал. Это маленькое растение, собранное в виде мягких "подушек" на сырых местах. Но дождя не было давно, и растение было сухое. Я собрал его, растер в порошок, засыпал рану толстым слоем и замотал сверху полоской чистой бересты. Так делали во время войны партизаны, когда не было перевязочных средств". Назовите это растение. Обоснуйте свой ответ.

3. Какое лекарственное растение в народе называют "золотой корень"? Почему? Где это растение растет?

4. Это может быть и деревом и кустарником. Зацветает обычно раньше других видов, когда лежит ещё в лесах нерастаявший снег. Срезают ветви его люди ранней весной, считая, что оберегают они от болезней и молний. Назовите это растение.

5. Назовите редкие и охраняемые растения Мурманской области:

а) камыш, рогоз, подорожник;

б) лебеда, дурман, белена;

в) акация, боярышник, клен;

г) черемуха обыкновенная, мак лапландский, арника альпийская.

"Мир животных"

1. Как птицы узнают о времени начала осеннего перелета? Выберите и обоснуйте правильный ответ.

а) по пожелтению листьев на деревьях;

б) по понижению температуры воздуха;

в) по уменьшению продолжительности дня.

2. Какое отличие имеют самки северного оленя от других самок семейства оленьих.

3. Клесты строят гнезда и выводят птенцов зимой (в феврале). Почему это оказывается возможным? Выберите правильный ответ:

а) у клестов есть особые приспособления, помогающие переносить низкие температуры;

б) в  это время много корма, которым питаются взрослые птицы и птенцы;

в) им необходимо успеть вывести птенцов до прилета птиц - основных конкурентов из южных районов.

4. Это животное известно под названием жировец. Его так же называют серый, длинномордый, а поморское его название - тевяк. Может весить 300 и более килограмм. Питается он преимущественно рыбой. Назовите это животное.

5. Вес этого зверька 70 грамм, а длина тела - до 13 см. Окраска пестрая, отсюда их название - "пеструшки". Хвост очень короткий, едва заметен из-под длинного меха. Живет в тундре и лесотундре. При массовом размножении в поисках пищи уходят в другие места. Назовите это животное.

"Экологическая азбука"

1. Что такое экология? Выберите правильный ответ.

а) наука об охране природы;

б) наука об организмах и условиях их обитания;

в) наука о живых организмах, связях между ними и с окружающей средой.

2.  Шум в лесу весной может вызвать: …. Выберите и обоснуйте правильный ответ.

а) потерю птицами части своего потомства;

б) беспокойство отдыхающих в лесу людей;

в) разрушение мест обитания животных.

3. Предположим, что любители букетов постоянно срывают все появляющиеся цветки у растений, растущих на лугу. Является ли постоянное уничтожение цветков безразличным для растений. Правильным ли будет вывод о том, что растения на этом лугу вообще не смогут размножаться?

4. Часто можно видеть, как птица в холодное время становится более пушистой, нахохлившейся. Объясните значение этого явления.

5. Какие приспособления у животных лесной зоны помогают им переносить зимние холода? Ответ поясните.

"Охрана природы"

 1. Что такое заповедник? Чем он отличается от заказника?

2. Назовите заповедники Мурманской области. В каком году и с какой целью они созданы?

3. Напишите 5-7 видов животных и растений, которые в Мурманской области:

а) многочисленны;

б) малочисленны

4. Назовите имя известного ученого, орнитолога, много лет работавшего и изучавшего морских птиц в Кандалакшском  заповеднике. Его отец - известный писатель, автор книг о природе для детей.

5. Какой памятник природы находится на территории города Мурманска? 

Задания для обучающихся 7-8 классов

"Мир растений"

1. Название какого северного растения связано с солнцем? Назовите его. Что вам известно об этом растении?

2. Известно, что растения, обитающие в очень холодном и очень засушливом климатах, обладают множеством общих свойств. Что это за свойства и почему они одинаковы у растений из таких разных местообитаний?

3. Это растение, кустарник. Его название происходит от древнеславянского слова, обозначающего иней. Во время цветения покрывается множеством мелких сиренево-золотистых цветков. Цветет поздно, в конце лета. Но в сентябре, когда цветение уже закончено, цветки ещё украшают его. Золой этого растения население Севера в старину удобряло поля. Как называется это растение?

4. Этим растением герой Трои доблестный Ахилл, как гласит предание, лечил раны своим боевым друзьям. В настоящее время оно широко используется при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта. В Мурманской области это лекарственное растение распространено повсеместно. В его названии - особенность строения его листьев. Назовите это растение.

5. Многие рыбаки в древности свято верили в то, что если взять с собой это растение в море, то никакая буря не сможет нанести вред. Встречается это растение в Мурманской области практически повсеместно, иногда его называют "северным виноградом". Туристы используют это растение для обеззараживания воды в походе. Назовите растение.

"Мир животных"

 1. С 1960 по 1970 годы эти животные в порядке эксперимента завозились и выпускались в акваторию Баренцева моря. Директор Мурманского морского биологического института, академик РАН Геннадий Матишов сделал следующее заявление: "Размножение этого переселенца может привести к полному истреблению ценных пород рыб…" Назовите это животное. Поясните свой ответ.

2. Этот двустворчатый моллюск обитает в некоторых реках Лапландского заповедника. Внесен в Красную книгу России. Самая крупная колония этих моллюсков находится в реке Варзуге. Что это за моллюск?

3. Приобретя теплокровность, птицы перестали зависеть от изменений температуры окружающей среды. Почему же большая часть птиц на зиму улетает из северных районов в южные?

4. Этот зверь исключительно вынослив. У него мощные челюсти, острые зубы. Его считают "пастухом" северного оленя, обычно он "пасет" стадо, добивая старых и больных животных. Вес достигает 20 кг, длина тела до 90 см. Численность на территории Мурманской области невелика, около 100 голов. Назовите это животное.

5. Это довольно крупное животное живет в Баренцевом и Белом морях, длина тела достигает 4,6 метров. Окраска однотонная: у молодых - она темная, у взрослых становится белой, даже желтоватой. Это стадное животное и потому чаще встречается группами. До 60 % животных держится в прибрежной полосе - до 2 км. Питаются в основном рыбой и ракообразными. Назовите это животное.

"Экологическая азбука"

 1. Среди лесных птиц и млекопитающих наиболее резким колебаниям подвержена численность семеноядных: клестов, кедровок, белок, мышей. Объясните, с чем это связано.

2. В 60-е годы ХХ века американский эколог Барри Коммонер сформулировал свои знаменитые "законы" экологии. Какое выражение не относится к этим "законам"?

а) Все связано со всем;

б) Все должно куда-то деваться;

в) Жизнь коротка, природа вечна;

г) Природа знает лучше;

д) Ничего не дается даром (за все надо платить).

3. Экологи считают, что в северных районах лес можно рубить только зимой и тут же вывозить его по глубокому снегу. Объясните почему.

4. Какую из перечисленных сред нельзя считать основной средой обитания организмов?

а) воздушную;

б) наземно-воздушную;

в) почву;

г) водную;

д) живые организмы.

5. Выберите два правильных из перечисленных утверждений…… Ответ обоснуйте.

а) в нашем районе плохая экология;

б) экология в нашей области испорчена;

в) экологию необходимо охранять;

г) экология- основа природопользования;

д) экология- здоровье людей;

е) экология у нас стала хуже;

ж) экология- это наука.

"Охрана природы"

1. Всемирный день охраны окружающей среды отмечается…

а) 4 января

б) 22 апреля

в) 5 июня

г) 22 августа

д) 4 ноября

2. Территория, на которой запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности с целью сохранения отдельных биологических видов или биогеоценоза в целом, называется…

а) заказник;

б) заповедник;

в) охотничье хозяйство;

г) биосферный заповедник.

3. Какой из перечисленных способов увеличения численности промысловых животных является наиболее эффективным? Выберите правильный ответ, объясните свой выбор.

а) введение законов, ограничивающих промысел;

б) искусственное разведение;

в) улучшение условий местообитания.

4. В 19 веке на Айновых островах (в настоящее время Айновы острова являются частью Кандалакшского заповедника) была налажена охрана гагачьих гнездовий. Кто занимался этой охраной?

5. С жизнью О.И. Семенова-Тян-Шанского связан интересный и пожалуй, единственный факт в мире науки. Он был настоящим ученым-исследователем, и занимался этим постоянно 73 года, начиная с 11 лет до последнего дня своей жизни. Что он делал?

 

 

 

 

                            

Наши достижения