Семинар-практикум "Исследовательская деятельность с обучающимися по эколого-биологическому направлению"
21 октября 2010 года педагогическими сотрудниками экологического отдела проведён семинар-практикум "Исследовательская деятельность по эколого-биологическому направлению". В семинаре приняли участие учителя и педагоги дополнительного образования г. Мурманска, занимающиеся экологическим образованием и воспитанием во внеурочное время. В ходе семинара участники познакомились с опытом работы экологического отдела ДДТ им. А.Торцева.
Выступления, которые были представлены на семинаре охватывали вопросы:
- Экологический отдел как центр сопровождения реализации программ эколого-биологической направленности учреждений дополнительного образования детей в г. Мурманске;
- Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками;
- Проведение исследований с обучающимися среднего и старшего школьного возраста;
- Структура и офрмление исследовательских работ обучающихся;
- Информационно-методическое обеспечение отдела: учебно-методические материалы по исследовательской деятельности.
Представляем основные материалы семинара.
"Экологический отдел МОУ ДОД ДДТ им. А. Торцева - центр сопровождения реализации программ ДОД эколого-биологической направленности в городе Мурманске".
Маслова Наталия Алекссевна, заведующая экологическим отделом ДДТ им. А.Торцева.
Основной смысл экологического образования и воспитания обучающихся состоит в осознании ими взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Особая роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура учреждений дополнительного образования, формы и методы их работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания.
С 2010 года экологический отдел Дома детского творчества им. А.Торцева работает как Центр сопровождения реализации программ ДОД эколого-биологической направленности в городе Мурманске.
Отдел работает по основным направлениям:
- реализация программ дополнительного образования детей эколого-биологической направленности;
- организация и проведение массовых экологических мероприятий с учащимися образовательных учреждений города;
- организация методической деятельности с педагогическими работниками образовательных учреждений города по эколого-биологическому направлению.
В отделе реализуются программы "Познавательная экология", "Исследователи природы", "Экодизайн", "Растительный мир", "Природопользование" для обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Учащиеся овладевают экологическими знаниями не только на теоретических занятиях, но и в ходе практической деятельности. Основные методы и формы работы с детьми - "Натуралистический подход", т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых "реальных" объектов, существующих в естественных условиях. Основными формами обучения являются полевые экскурсии и исследовательские работы. Система в работе по исследовательской деятельности дает положительные результаты, обучающие являются участниками и победителями конкурсов, конференций, олимпиад различного уровня.
Экологический отдел организует и проводит массовые экологические мероприятия для обучающихся образовательных учреждений города:
- муниципальные этапы Всероссийских конкурсов юных исследователей окружающей среды и "Моя малая Родина";
- олимпиады;
- акции "Неделя в защиту животных" Международного фонда защиты животных IFAW;
- мероприятия в рамках "Дней защиты от экологической опасности".
- Для учащихся школ города проводятся тематические экскурсии и мастер-классы.
Потребность нашего времени - освоение нового содержания, новых форм и методов, поиска эффективных путей обучения и воспитания. Одним из основных направлений работы отдела является организация методической деятельности с педагогическими работниками:
- обобщение и распространение опыта работы в области экологического образования через проведение семинаров, мастер-классов, консультаций;
- оказание методической и консультативной поддержки педагогам по эколого-биологическому направлению;
- создание базы данных образовательных учреждений, занимающихся дополнительным эколого-биологическим образованием.
В отделе имеется справочный и учебно-методический материал по организации учебной и исследовательской деятельности, по краеведению, и др.
Особое внимание в работе отдела уделяется:
- разработке и реализации программ дополнительного образования нового поколения, отвечающих запросам различных категорий детей и их родителей (программ предпрофильного обучения, способствующих профессиональному самоопределению подростков, элективных курсов);
- внедрению новейших информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс (дистанционное обучение по дополнительным образовательным программам, дистанционные эколого-краеведческие олимпиады для учащихся города);
- развитию системы поддержки одаренных детей (создание системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей; обучение по индивидуальным образовательным траекториям).
Для организации и проведения совместной деятельности по эколого-биологическому образованию и воспитанию детей отдел взаимодействует с учреждениями муниципального, регионального, федерального уровня.
"Элементы исследовательской деятельности на практических занятиях с обучающимися младшего школьного возраста".
Полянскова Надежда Сергеевна, педагог дополнительного образования экологического отдела.
Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Мечта нашего педагогического коллектива - растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному отношению к природе, гуманному отношению ко всему живому.
Формирование такого осознанно-правильного отношения к природе длительный процесс и закладывать основы экологического образования следует начинать как можно раньше. Занимаясь с детьми по программе "Познавательная экология" постепенно внедряю элементы исследовательской деятельности в образовательный процесс.
Приведу примеры некоторых опытов и наблюдений.
Тема "Способы размножения растений".
Исследование по вегетативному размножению растений. Цель: пронаблюдать, что происходит с черенками бальзамина в банке с водой и можно ли с помощью черенков размножать данное растение. В процессе исследования убедились в том, что в банке с водой у черенков бальзамина образуются корни, а после пересадки в почву растение развивается. Вывод дети делают сами: бальзамин можно размножать черенками.
Тема "Влияние света и влаги на растения".
Цель: пронаблюдать, что происходит с растением при недостатке света и влаги. При недостатке света листья желтеют, а при отсутствии влаги листья и стебель растения теряют упругость, поникают. Вывод: свет и влага необходимые условия для роста и развития растения. Поливать нужно до тех пор, пока в поддоне не появится вода.
Тема "Наблюдение за поведением аквариумных рыб".
Задание. Выработка условного рефлекса у рыб (гуппи). Попробуйте выработать у гуппи условный рефлекс на постукивание пальцем о стенку аквариума. Делайте это следующим образом:
- Постучите пальцем по стенке аквариума и наблюдайте, как будут вети себя рыбы. После постукивания дайте им немного корма.
- Постучите еще раз после того, как корм будет съеден. Заметьте как рыбы будут вести себя, и дайте еще немного корма. Повторите опыт. Появится ли разница в поведении рыб по сравнению с первоначальным? Отметьте, когда рыбы при постукивании не будут расплываться.
- Сопровождайте постукиванием о стенку аквариума каждое кормление. Отмечайте, как будет изменяться поведение рыб, через сколько дней они будут сразу после постукивания приплывать к месту кормления.
Вывод: приплывать к месту кормления начали на седьмой день.
Тема "Наблюдение за водной черепахой".
- Опишите внешний вид черепахи.
- Выясните какую пищу черепаха поедает с большой охотой. Для этого давайте вареное мясо (куриная грудка), рыбу мелкими кусочками, морковь, листья капусты, свежие яблоки, крабовые палочки.
- Как ест черепаха? Каждый ли день она поедает пищу?
- Когда черепаха активна, когда малоподвижна?
Вывод: черепаха лучше поедает куриную грудку.
Тема "Наблюдения за кроликом в живом уголке".
- Опишите внешний вид кролика.
- В какое время линяет кролик? Как у него происходит линька?
- Выясните, какую пищу кролик поедает с большей охотой. Для этого давайте морковь, листья капусты, свежие яблоки, сено, сухой корм.
- Как ест кролик? Каждый ли день он поедает пищу? Пьет ли воду и как?
- Наблюдайте, как ведет себя кролик в течение дня.
- Выработайте у кролика условный рефлекс. В то время когда даете корм, зовите кролика. Через сколько дней кролик привыкнет к голосовому сигналу и будет запрыгивать в клетку.
Вывод: кролик с большой охотой поедает листья капусты и морковь.
У многих детей дома живут их любимые питомцы: кошки, собаки, хомяки и др. Для проведения наблюдений за домашними животными обращаюсь за помощью к родителям обучающихся.
Задание.
- Наблюдайте, как кошка ходит. Осмотрите её лапы, сосчитайте количество пальцев, осмотрите когти. Подумайте почему кошка ходит бесшумно. Как кошка охотится и ловит добычу?
- Рассмотрите зубы кошки. Сколько их? Все ли они одинаковы? Дайте кошке кусок мяса. Какими зубами она будет перегрызать его?
- Поднесите кусок мяса к спящей кошке. Как она будет себя вести? Поднесите кусок мяса, помещенный в полиэтиленовый пакет. А теперь?
- Отойдите от спящей кошки на несколько метров и произнесите тихо "кис-кис". Как будет вести себя кошка?
- Осмотрите глаза кошки. Изменяются ли их зрачки в темноте?
- Как кошка ведет себя при испуге?
- Какие у вашей кошки выработались условные рефлексы?
- В какое время линяет кошка? Как у неё происходит линька?
Дети вместе с родителями ведут дневники наблюдений. Данная информация будет использоваться для написания исследовательской работы "Способы выработки условных рефлексов у животных".
"Информационно-методическое обеспечение отдела: учебно-методические материалы по исследовательской деятельности".
Лямина Людмила Алексеевна, методист экологического отдела.
В методическом кабинете экологического отдела вы можете воспользоваться материалами по вопросам эколого-биологического образования и воспитания детей.Материалы могут быть полезны педагогам - экологам (учителям общеобразовательной школы и педагогам дополнительного образования).
Экологический отдел располагает фондами:
- Специальная литература
- Дидактические материалы
- Методические материалы
- Материалы на различных носителях
Все материалы разбиты на блоки (разделы):
- Исследовательская (проектная) деятельность в природе
- Экологические лабораторные практикумы
- Использование различных форм работы во внешкольном экологическом образовании
- Образовательные программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности
- Информационная поддержка экологического образования: экологические сайты в Интернете
- Периодические издания эколого-биологической направленности.
Раздел: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРИРОДЕ
Ниже перечислены некоторые материалы из учебно-методического фонда экологического отдела.
Методические материалы по учебно-исследовательской работе школьников в природе, разработанные и изданные Ассоциацией "Экосистема" г. Москва.
Все материалы ассоциации "Экосистема" можно объединить в 4 группы:
1 группа: Методические пособия по полевой экологии. Всего 40 брошюр (объемом 10-30 страниц), содержащие упрощенные методики научно-исследовательской работы в природе по пяти основным направлениям: география (геология, геоморфология, почвоведение, метеорология, ландшафтоведение), ботаника, зоология, водная экология, биологический и экологический мониторинг.
- Методика сбора гербария.
- Методика описания лишайниковых сообществ.
- Организация мониторинга популяций птиц - дуплогнездников.
- Методы учетов численности птиц: маршрутные учеты.
- Методы учетов численности птиц: учеты на площадках.
- Методы учетов численности птиц: точечные учеты.
- Простейшая методика учета численности птиц.
- Программа организации и проведения зимних учетов птиц.
- Методы сбора и учетов численности насекомых.
- Исследовательский проект "Фенология птиц".
- Программа комплексного экологического обследования территории.
- Программа организации и ведения фенологических наблюдений.
- Методы геоботанических исследований.
- Методика геоботанического картографирования и профилирования.
- Простейшая методика геоботанического описания леса.
- Программа организации и проведения геоморфологических исследований.
- Методы гидрологических измерений и описание рек.
- Методы гидрологических измерений и описание озер.
- Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии.
- Введение в морфологию высших растений.
- Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды.
- Методы исследований пресноводного зоопланктона.
- Программа комплексного исследования загрязнений наземных экосистем.
- Физико-химические методы изучения качества природных вод.
- Методика изучения перифитона и оценки сапробности водоемов.
- Методы исследований зообентоса и оценки экологического состояния водоемов.
- Определение горных пород и минералов.
- Методы метеорологических наблюдений.
- Методика зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам.
- Методы топографической съемки.
- Методика оценки жизненного состояния леса по сосне.
- Программа комплексных круглогодичных исследований беспозвоночных.
- фотографическая съемка биологических объектов.
- Методика рекогносцировочного обследования водоемов.
- Методика комплексной экологической оценки антропогенных воздействий.
- Наблюдения за территориальным и кормовым поведением синичьих стай.
- Методы этологических наблюдений за млекопитающими в неволе.
- Простейшая методика описания почв.
- Методы почвенного картографирования.
- Методы статистической обработки результатов экологических исследований.
2 группа: Учебно-методические видеофильмы "Комплексные исследования экосистем".
Это 40 методических видеофильмов по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в природе (на полевых практикумах, в экологических лагерях и т.п.). Фильмы разделены по сезонам года (осень-зима-весна-лето) и демонстрируют процедуру организации самостоятельной исследовательской работы школьников - от постановки задачи, через технику сбора материала до его обработки и подготовки статьи или доклада.
Список методических руководств:
Осенний сезон:
- Спортивное ориентирование в лесу (игровое занятие).
- Описание и анализ геологического обнажения.
- Построение профиля склона речной долины.
- Подготовка и описание почвенного разреза.
- Оценка жизненного состояния леса по сосне.
- Изучение видового состава и численности грибов.
- Изучение видового состава и численности птиц методом маршрутного учета.
- Комплексные исследования на ландшафтном профиле.
- Комплексная оценка антропогенной нагрузки на местность.
- Оценка загрязнения воздуха методом лихенооиндикации.
Зимний сезон:
- Разведение костра (практическое занятие)
- Глазомерная съемка местности.
- Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам.
- Картографирование лесных фитоценозов.
- Зеленые растения под снегом.
- Изучение территориального поведения синичьих стай.
- Зимний маршрутный учет численности млекопитающих.
- Изучение экологии млекопитающих по следам
- Изучение физико-химических свойств природных вод.
- Изучение снегового покрова на профиле.
Весенний сезон:
- Поможем птицам! (практическая работа)
- Изучение экологии первоцветов.
- Фенология цветения растений
- Оценка жизненного состояния хвойного подроста.
- Изучение лесных беспозвоночных: часть 1 (подстилка, древесина).
- Изучение видового состава и численности амфибий.
- Изучение горных пород и минералов своей местности.
- Изучение суточной активности пения птиц.
- Изучение численности птиц различными методами.
- Фауна временных водоемов.
Летний сезон:
- Составление учебного гербария (практическая работа)
- Описание флоры своей местности.
- Изучение вертикальной структуры леса.
- Изучение лесных беспозвоночных: часть 2 (трава, кроны, летающие)
- Изучение гнездовой жизни птиц.
- Сравнительные комплексные описания малых рек и ручьев.
- Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.
- Изучение планктона в прибрежной части водоема.
- Оценка экологического состояния лугов по шкалам Раменского.
- Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев березы.
3 группа: Методическое пособие "Как организовать полевой экологический практикум". Пособие записано на диск в формате электронной книги. Пособие включает описание общих особенностей организации полевых экологических практикумов, описание общей структуры практикумов и форм организации занятий, технологию организации проектных исследовательских работ по четырем основным предметам - ландшафтоведению, ботанике, зоологии и водной экологии, включая выбор объектов изучения, содержание экскурсий и практических работ, описание лабораторных занятий, способов проверки знаний учащихся, оборудования.
4 группа: Образцы (тексты) детских исследовательских работ-проектов, т.е. статьи, подготовленные школьниками по итогам проведения полевых исследований (проектных работ) в различных организациях и в рамках различных образовательных программ.
Кроме выше перечисленных материалов в отделе имеется литература других издательств по данному направлению:
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие.-М.:АГАР,2000.-385 с.
- Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям.- М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 288 с.
- Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание.-М.: ФЦДЮТК, 216 с., ил.
- Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьнов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-384 с.: ил.
Раздел: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ ПРАКТИКУМЫ.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие. - М.:АО МДС, 1996.-192 с.
- Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии. - М.: ФОРУМ, 2009. - 64 с., ил.
- Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций.- СПб.:Крисмас+,2003.-176 с.:ил.
- Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.: Методическое пособие. - М.: Глобус, 2008. -255 с.
- Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания: Практикум. 9 кл.; 10-11 кл. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 72 с..