Семинар-практикум "Исследовательская деятельность с обучающимися по эколого-биологическому направлению"

Опубликовано: 03.02.2011

21 октября 2010 года педагогическими сотрудниками экологического отдела проведён семинар-практикум "Исследовательская деятельность по эколого-биологическому направлению". В семинаре приняли участие учителя и педагоги дополнительного образования г. Мурманска, занимающиеся экологическим образованием и воспитанием во внеурочное время. В ходе семинара участники познакомились с опытом работы экологического отдела ДДТ им. А.Торцева.

Выступления, которые были представлены на семинаре охватывали вопросы:

  • Экологический отдел как центр сопровождения реализации программ эколого-биологической направленности учреждений дополнительного образования детей в г. Мурманске;
  • Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками;
  • Проведение исследований с обучающимися среднего и старшего школьного возраста;
  • Структура и офрмление исследовательских работ обучающихся;
  • Информационно-методическое обеспечение отдела: учебно-методические материалы по исследовательской деятельности.

Представляем основные материалы семинара.

"Экологический отдел МОУ ДОД ДДТ им. А. Торцева - центр сопровождения реализации программ ДОД эколого-биологической направленности в городе Мурманске".

Маслова Наталия Алекссевна, заведующая экологическим отделом ДДТ им. А.Торцева.

Основной смысл экологического образования и воспитания обучающихся состоит в осознании ими взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Особая роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура учреждений дополнительного образования, формы и методы их работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания.

С  2010 года экологический отдел Дома детского творчества им. А.Торцева работает как Центр сопровождения реализации программ ДОД эколого-биологической направленности в городе Мурманске.

Отдел работает по основным направлениям:

  • реализация программ дополнительного образования детей эколого-биологической направленности;
  • организация и проведение массовых экологических мероприятий с учащимися образовательных учреждений города;
  • организация методической деятельности с педагогическими работниками образовательных учреждений города по  эколого-биологическому направлению.

В отделе реализуются программы "Познавательная экология", "Исследователи природы", "Экодизайн", "Растительный мир", "Природопользование" для обучающихся младшего, среднего  и старшего школьного возраста. Учащиеся овладевают экологическими знаниями не только на теоретических занятиях, но и в ходе практической деятельности. Основные методы и формы работы с детьми  - "Натуралистический подход", т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых "реальных" объектов, существующих в естественных условиях. Основными формами обучения являются полевые экскурсии и исследовательские работы. Система в работе по исследовательской деятельности дает положительные результаты, обучающие являются участниками и победителями конкурсов, конференций, олимпиад различного уровня.

Экологический отдел организует и проводит массовые экологические мероприятия для обучающихся образовательных учреждений города:

  • муниципальные этапы Всероссийских конкурсов юных исследователей окружающей среды и "Моя малая Родина";
  • олимпиады;
  • акции "Неделя в защиту животных" Международного фонда защиты животных IFAW;
  • мероприятия в рамках "Дней защиты от экологической опасности".
  • Для учащихся школ города проводятся тематические экскурсии и мастер-классы.

Потребность нашего времени - освоение нового содержания, новых форм и методов, поиска эффективных путей обучения и воспитания. Одним из основных направлений работы отдела  является организация методической деятельности с педагогическими работниками:

  • обобщение и распространение опыта работы в области  экологического образования через проведение семинаров, мастер-классов, консультаций;
  • оказание методической и консультативной поддержки педагогам по эколого-биологическому направлению;
  • создание базы данных образовательных учреждений, занимающихся дополнительным эколого-биологическим образованием.

В отделе имеется справочный и учебно-методический  материал по организации учебной и исследовательской деятельности, по краеведению,  и др.

Особое внимание в работе отдела уделяется:

  • разработке и реализации программ дополнительного  образования нового поколения, отвечающих запросам различных категорий детей и их родителей (программ предпрофильного обучения, способствующих профессиональному самоопределению подростков, элективных курсов);
  • внедрению новейших информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс (дистанционное обучение по дополнительным образовательным программам, дистанционные эколого-краеведческие олимпиады для учащихся города);
  • развитию системы поддержки одаренных детей (создание системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей; обучение по индивидуальным образовательным траекториям).

Для организации и проведения совместной деятельности по эколого-биологическому образованию и воспитанию детей отдел взаимодействует с учреждениями муниципального, регионального,  федерального уровня.

"Элементы исследовательской деятельности на практических занятиях с обучающимися младшего школьного возраста".

Полянскова Надежда Сергеевна, педагог дополнительного образования экологического отдела. 

Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Мечта нашего педагогического коллектива - растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному отношению к природе, гуманному отношению ко всему живому.

Формирование такого осознанно-правильного отношения к природе длительный процесс и закладывать основы экологического образования следует начинать как можно раньше. Занимаясь с детьми по программе "Познавательная экология" постепенно внедряю элементы исследовательской деятельности в образовательный процесс.

Приведу примеры некоторых опытов и наблюдений.

Тема "Способы размножения растений". 

b_200_0_16777215_00_images_stories_ecocenter_polyanskova_seminar_01.jpegИсследование по вегетативному размножению растений. Цель: пронаблюдать, что происходит с черенками бальзамина в банке с водой и можно ли с помощью черенков размножать данное растение. В процессе исследования убедились в том, что в банке с водой у черенков бальзамина образуются корни, а после пересадки в почву растение развивается. Вывод дети делают сами: бальзамин можно размножать черенками.

 Тема "Влияние света и влаги на растения". 

b_200_0_16777215_00_images_stories_ecocenter_polyanskova_seminar_02.jpegЦель: пронаблюдать, что происходит с растением при недостатке света и влаги. При недостатке света листья желтеют, а при отсутствии влаги листья и стебель растения теряют упругость, поникают. Вывод: свет и влага необходимые условия для роста и развития растения. Поливать нужно до тех пор, пока в поддоне не появится вода.

 

 

Тема "Наблюдение за поведением аквариумных рыб". 

b_200_0_16777215_00_images_stories_ecocenter_polyanskova_seminar_04.jpegЗадание. Выработка условного рефлекса у рыб (гуппи). Попробуйте выработать у гуппи условный рефлекс на постукивание пальцем о стенку аквариума. Делайте это следующим образом:

  1. Постучите пальцем по стенке аквариума и наблюдайте, как будут вети себя рыбы. После постукивания дайте им немного корма.
  2. Постучите еще раз после того, как корм будет съеден. Заметьте как рыбы будут вести себя, и дайте еще немного корма. Повторите опыт. Появится ли разница в поведении рыб по сравнению с первоначальным? Отметьте, когда рыбы при постукивании не будут расплываться.
  3. Сопровождайте постукиванием о стенку аквариума каждое кормление. Отмечайте, как будет изменяться поведение рыб, через сколько дней они будут сразу после постукивания приплывать к месту кормления.

Вывод: приплывать к месту кормления начали на седьмой день.

Тема "Наблюдение за водной черепахой". 

b_200_0_16777215_00_images_stories_ecocenter_polyanskova_seminar_05.jpegЗадание.

  1. Опишите внешний вид черепахи.
  2. Выясните какую пищу черепаха поедает с большой охотой. Для этого давайте вареное мясо (куриная грудка), рыбу мелкими кусочками, морковь, листья капусты, свежие яблоки, крабовые палочки.
  3. Как ест черепаха? Каждый ли день она поедает пищу?
  4. Когда черепаха активна, когда малоподвижна?

Вывод: черепаха лучше поедает куриную грудку.

Тема "Наблюдения за кроликом в живом уголке".

b_200_0_16777215_00_images_stories_ecocenter_polyanskova_seminar_06.jpegЗадание.

  1. Опишите внешний вид кролика.
  2. В какое время линяет кролик? Как у него происходит линька?
  3. Выясните, какую пищу кролик поедает с большей охотой. Для этого давайте морковь, листья капусты, свежие яблоки, сено, сухой корм.
  4. Как ест кролик? Каждый ли день он поедает пищу? Пьет ли воду и как?
  5. Наблюдайте, как ведет себя кролик в течение дня.
  6. Выработайте у кролика условный рефлекс. В то время когда даете корм, зовите кролика. Через сколько дней кролик привыкнет к голосовому сигналу и будет запрыгивать в клетку.

Вывод: кролик с большой охотой поедает листья капусты и морковь.

У многих детей дома живут их любимые питомцы: кошки, собаки, хомяки и др. Для проведения наблюдений за домашними животными обращаюсь за помощью к родителям обучающихся.

Задание.

  1. Наблюдайте, как кошка ходит. Осмотрите её лапы, сосчитайте количество пальцев, осмотрите когти. Подумайте почему кошка ходит бесшумно. Как кошка охотится и ловит добычу?
  2. Рассмотрите зубы кошки. Сколько их?  Все ли они одинаковы? Дайте кошке кусок мяса. Какими зубами она будет перегрызать его?
  3. Поднесите кусок мяса к спящей кошке. Как она будет себя вести? Поднесите кусок мяса, помещенный в полиэтиленовый пакет. А теперь?
  4. Отойдите от спящей кошки на несколько метров и произнесите тихо "кис-кис". Как будет вести себя кошка?
  5. Осмотрите глаза кошки. Изменяются ли их зрачки в темноте?
  6. Как кошка ведет себя при испуге?
  7. Какие у вашей кошки выработались условные рефлексы?
  8. В какое время линяет кошка? Как у неё происходит линька?

Дети вместе с родителями ведут дневники наблюдений. Данная информация будет использоваться для написания исследовательской работы "Способы выработки условных рефлексов у животных".

"Информационно-методическое обеспечение отдела: учебно-методические материалы по исследовательской деятельности".

Лямина Людмила Алексеевна, методист экологического отдела.

В методическом кабинете экологического отдела вы можете воспользоваться материалами по вопросам эколого-биологического образования и воспитания детей.Материалы могут быть полезны педагогам - экологам  (учителям общеобразовательной школы и педагогам дополнительного образования).

Экологический отдел располагает фондами:

  • Специальная литература
  • Дидактические материалы
  • Методические материалы
  • Материалы на различных носителях

Все материалы разбиты на блоки (разделы):

  • Исследовательская (проектная) деятельность в природе
  • Экологические лабораторные практикумы
  • Использование различных форм работы во внешкольном экологическом образовании
  • Образовательные программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности
  • Информационная поддержка экологического образования: экологические сайты в Интернете
  • Периодические издания эколого-биологической  направленности.
Раздел: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ПРОЕКТНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРИРОДЕ

Ниже перечислены некоторые материалы из учебно-методического фонда экологического отдела. 

Методические материалы по учебно-исследовательской работе школьников в природе, разработанные и изданные Ассоциацией "Экосистема" г. Москва. 

Все материалы ассоциации "Экосистема" можно объединить в 4 группы:

1 группа: Методические пособия по полевой экологии. Всего 40 брошюр (объемом 10-30 страниц), содержащие упрощенные методики научно-исследовательской работы в природе по пяти основным направлениям: география (геология, геоморфология, почвоведение, метеорология, ландшафтоведение), ботаника, зоология, водная экология, биологический и экологический мониторинг.

  1. Методика сбора гербария.
  2. Методика описания лишайниковых сообществ.
  3. Организация мониторинга популяций птиц - дуплогнездников.
  4. Методы учетов численности птиц: маршрутные учеты.
  5. Методы учетов численности птиц: учеты на площадках.
  6. Методы учетов численности птиц: точечные учеты.
  7. Простейшая методика учета численности птиц.
  8. Программа организации и проведения зимних учетов птиц.
  9. Методы сбора и учетов численности насекомых.
  10. Исследовательский проект "Фенология птиц".
  11. Программа комплексного экологического обследования территории.
  12. Программа организации и ведения фенологических наблюдений.
  13. Методы геоботанических исследований.
  14. Методика геоботанического картографирования и профилирования.
  15. Простейшая методика геоботанического описания леса.
  16. Программа организации и проведения геоморфологических исследований.
  17. Методы гидрологических измерений и описание рек.
  18. Методы гидрологических измерений и описание озер.
  19. Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии.
  20. Введение в морфологию высших растений.
  21. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды.
  22. Методы исследований пресноводного зоопланктона.
  23. Программа комплексного исследования загрязнений наземных экосистем.
  24. Физико-химические методы изучения качества природных вод.
  25. Методика изучения перифитона и оценки сапробности водоемов.
  26. Методы исследований зообентоса и оценки экологического состояния водоемов.
  27. Определение горных пород и минералов.
  28. Методы метеорологических наблюдений.
  29. Методика зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам.
  30. Методы топографической съемки.
  31. Методика оценки жизненного состояния леса по сосне.
  32. Программа комплексных круглогодичных исследований беспозвоночных.
  33. фотографическая съемка биологических объектов.
  34. Методика рекогносцировочного обследования водоемов.
  35. Методика комплексной экологической оценки антропогенных воздействий.
  36. Наблюдения за территориальным и кормовым поведением синичьих стай.
  37. Методы этологических наблюдений за млекопитающими в неволе.
  38. Простейшая методика описания почв.
  39. Методы почвенного картографирования.
  40. Методы статистической обработки результатов экологических исследований.

2 группа: Учебно-методические видеофильмы "Комплексные исследования экосистем". 

Это 40 методических видеофильмов  по организации учебно-исследовательской деятельности школьников в природе (на полевых практикумах, в экологических лагерях и т.п.). Фильмы разделены по сезонам года (осень-зима-весна-лето) и демонстрируют процедуру организации самостоятельной исследовательской работы школьников - от постановки задачи, через технику сбора материала до его обработки и подготовки статьи или доклада. 

Список методических руководств:

Осенний сезон:

  1. Спортивное ориентирование в лесу (игровое занятие).
  2. Описание и анализ геологического обнажения.
  3. Построение профиля склона речной долины.
  4. Подготовка и описание почвенного разреза.
  5. Оценка жизненного состояния леса по сосне.
  6. Изучение видового состава и численности грибов.
  7. Изучение видового состава и численности птиц методом маршрутного учета.
  8. Комплексные исследования на ландшафтном профиле.
  9. Комплексная оценка антропогенной нагрузки на местность.
  10. Оценка загрязнения воздуха методом лихенооиндикации.

Зимний сезон:

  1. Разведение костра (практическое занятие)
  2. Глазомерная съемка местности.
  3. Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам.
  4. Картографирование лесных фитоценозов.
  5. Зеленые растения под снегом.
  6. Изучение территориального поведения синичьих стай.
  7. Зимний маршрутный учет численности млекопитающих.
  8. Изучение экологии млекопитающих по следам
  9. Изучение физико-химических свойств природных вод.
  10. Изучение снегового покрова на профиле.

Весенний сезон:

  1. Поможем птицам! (практическая работа)
  2. Изучение экологии первоцветов.
  3. Фенология цветения растений
  4. Оценка жизненного состояния хвойного подроста.
  5. Изучение лесных беспозвоночных: часть 1 (подстилка, древесина).
  6. Изучение видового состава и численности амфибий.
  7. Изучение горных пород и минералов своей местности.
  8. Изучение суточной активности пения птиц.
  9. Изучение численности птиц различными методами.
  10. Фауна временных водоемов.

Летний сезон:

  1. Составление учебного гербария (практическая работа)
  2. Описание флоры своей местности.
  3. Изучение вертикальной структуры леса.
  4. Изучение лесных беспозвоночных: часть 2 (трава, кроны, летающие)
  5. Изучение гнездовой жизни птиц.
  6. Сравнительные комплексные описания малых рек и ручьев.
  7. Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.
  8. Изучение планктона в прибрежной части водоема.
  9. Оценка экологического состояния лугов по шкалам Раменского.
  10. Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев березы.

3 группа: Методическое пособие "Как организовать полевой экологический практикум". Пособие записано на диск в формате электронной книги. Пособие  включает описание общих особенностей организации полевых экологических практикумов, описание общей структуры практикумов и форм организации занятий, технологию организации проектных исследовательских работ по четырем основным предметам - ландшафтоведению, ботанике, зоологии и водной экологии, включая выбор объектов изучения, содержание экскурсий и практических работ, описание лабораторных занятий, способов проверки знаний учащихся, оборудования.

4 группа: Образцы (тексты) детских исследовательских работ-проектов, т.е. статьи, подготовленные школьниками по итогам проведения полевых исследований (проектных работ) в различных организациях и в рамках различных образовательных программ.

Кроме выше перечисленных материалов в отделе имеется литература других издательств по данному направлению:

  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие.-М.:АГАР,2000.-385 с.
  2. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям.- М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 288 с.
  3. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание.-М.: ФЦДЮТК, 216 с., ил.
  4. Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьнов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-384 с.: ил.

Раздел: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ ПРАКТИКУМЫ.

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие. - М.:АО МДС, 1996.-192 с.
  2. Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии. - М.: ФОРУМ, 2009. - 64 с., ил.
  3. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций.- СПб.:Крисмас+,2003.-176 с.:ил.
  4. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.: Методическое пособие. - М.: Глобус, 2008. -255 с.
  5. Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания: Практикум. 9 кл.; 10-11 кл. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 72 с..

 

                            

Наши достижения